Выпуск 1951 года,10 класс

1949-1950 учебный год, 9 класс. Стоят слева направо: Татьяна Тихонова (Харитонова) ,Тойво (Анатолий) Хюппенен, Мария Степанова (Скоморощенко), Виктор Марков, Ингрид (Инна) Мюллер. Сидят: Ирина Петровна Волкова-биолог; Адам Иванович Хювенен-географ.                                                                                                                                                                                                                              Список выпускников Пряжинской средней школы, 10 класс 1951 год:
    (на основании книги выдачи аттестатов )
 1. Андреева Нина Фёдоровна, 1933 г.р.
 2. Антонов Юрий Андреевич,1928 г.р. 
 3. Краснобаев Сергей Кириллович,1922 г.р.
 4. Марков Константин Викторович,1931 г.р.
 5. Миллер Ингрид Акселевна, 1933 г.р.
 6. Прокопьев Виктор Михайлович,1932 г.р.
 7. Степанова Мария Степановна, 1930 г.р.
 8. Тихонова Татьяна Яковлевна, 1932 г.р.
 9.Фадеева Валентина Ивановна, 1933 г.р.
 10.  Хювенен Яло Адамович,1929 г.р.
 11.Хюппенен Тойво Павлович, 1931 г.р.

Педагоги:

(на основании подписи к фотографии и рассказов)

Мюзиев Василий Федотович, директор школы

Волкова Ирина Петровна, биология

Хювенен Иван Адамович, география

Мартин Лаури Августович, английский язык.

Некоторые педагоги, вероятно, были те же, что и упоминаемые в статье выпускника 7 класса Харитонова Сергея Васильевича (см. статью)

Предположительно:

Эльма Ивановна Хюппенен, физика
Эмма Ивановна Вендонен, русский язык и литература

Николай Александрович Иконников, физическая культура

Предметы, которые изучались в 10 классе в 1951 году

(на основании книги выдачи аттестатов):

  1. Русский язык
  2. Литература
  3. Алгебра
  4. Геометрия
  5. Тригонометрия
  6. История СССР
  7. Всеобщая история
  8. Конституция СССР
  9. География
  10. Физика
  11. Астрономия
  12. Химия
  13. Иностранный язык

Также выставлялась отметка за поведение. У всех выпускников в графе «Поведение» стоят «пятёрки»!                                                                                                                                                                                                                                                            В качестве дополнительного материала предлагаем статью выпускника 7-го класса 1946-47 года Харитонова Сергея Васильевича,в ней описывается школьная жизнь послевоенных лет.Статья была опубликована в газете “Наша жизнь”  11 ноября 1992 года.

Статья из газеты «Наша жизнь» от 11 ноября 1991 года

Школа- дом родной.

Когда началась война, мне шел 10-й год, так что мое поколение относится к детям войны. Говорят, что сейчас стало трудно жить, но в военные и послевоенные годы в несколько раз было труднее жить и моему, еще совсем юному поколению, все эти труднейшие и тяжелейшие годы пришлось пережить, так что нам, детям войны, трудные времена уже не страшны.

Я хочу поделиться с читателями газеты своими воспоминаниями о своей учебе в Пряжинской школе. Это был послевоенный 1946-47 учебный год. В Святозере, в школе в тот год не смогли открыть 7-го класса, так как нас, учеников 7-го класса набралось всего 4 человека и нам предложили идти учиться в Пряжинскую школу.

Поместили нас жить в интернат, в дом, который стоял рядом с лесковским. В интернат съехались, жили и учились все учащиеся с окрестных деревень и поселков, начиная с 5-го по 8-й классы: со Святозера, Лижмы, Пелдожи и Прякки, Крошнозера, Маньги, Ригсельги, Киндасова и Нинисельги, Половины и Матросов.

В доме-интернате ребята жили в большой передней комнате, а девочки – в маленькой передней и задних комнатах.Спали мы по двое на односпальных ржавых железных койках. Матрацы и подушки набивали в основном сухим сеном, и в течение зимы и весны сено превращалось в труху. К радости пряжинцев в ту осень пустили в эксплуатацию построенную на пряжинской речке небольшую гидроэлектростанцию. Где вытекает речка из озера, была сделана дамба, т.е. подняты берега и оставлен проход, который открывался и закрывался с помощью подъема и опускания щитов. На половину ночи и на день щиты закрывались, чтоб накопилось в озере воды, а  как смеркалось, щиты открывались и накопившаяся вода с большой силой устремлялась к гидростанции, и в дома подавался электрический свет. Правда, лампочки горели тускловато, но это было лучше, чем керосиновая лампа. К сожалению, гидростанция успела поработать совсем мало, по какой-то причине она сгорела, и на этом электрификация Пряжи закончилась, снова стали жить при керосиновой лампе.

В интернате было установлено дежурство. Дежурный приносил воду с озера, дрова, топил печку и подметал пол. Кормили нас, интернатских, скудным обедом в школе, во время большой перемены, один раз в сутки. И вот я жил от обеда до обеда, постоянно было чувство голода, и все время мечтал о том времени, когда наемся вдоволь хлеба.

Весной, когда сходил снег и открывались поля приусадебных участков, я ходил выкапывать картошку, картошка была совсем сгнившая, но хорошо сохранился крахмал, и вот это крахмал собирал в одну посуду, делал тесто и пёк на плите лепешки, и в то время эти лепёшки казались очень вкусными. Хотя из дома нечего было брать из продуктов, но почему-то на выходные тянуло домой, и в основном я ходил один. Осенью и весной, пока не было снега, ходил пешком, а когда выпадал снег, на лыжах, 18 км. в Святозеро и 18 км. обратно в Пряжу. Машины ходили очень редко. Иногда слышал вой волков. В то время я был похож на ленинградского блокадника.

В то время Пряжинская школа еще не была средней, так как старшим классом был 8-й,и я хорошо помню всех его учеников. Это Юра Окунев, или Юрий Иванович Окунев, он окончил Петрозаводский госуниверситет, и всю свою трудовую жизнь проработал учителем истории в родной школе. Это первый медалист Пряжинской школы Вася Калев, братья Петя и Коля Пястаревы, заядлые любители гимнастики на турнике, Ваня Уткин, Эрик Степанов, и единственная девушка в классе Аня Перцева.

Помню и учителей, учивших меня. Алгебру, геометрию  и арифметику вел директор школы Петр Адамович Хюппенен, а через год его не стало. Я с горечью узнал, что Петр Адамович погиб в автокатастрофе. Физику вела его жена Эльма Ивановна; географию, историю и конституцию – Мария Алексеевна Филиппова, уроженка Святозера, она была и нашим классным руководителем, она живет в Петрозаводске. Русский язык и литературу вела Эмма Адамовна Вендонен, химию и биологию – Лаури Августович Мартин, физкультуру Николай Александрович Иконников, английский язык – имени, отчества и фамилии не помню, это была одинокая женщина средних лет, «канадская финка», она же была воспитательницей в интернате. Хотя большинство людей жили тогда впроголодь, но учителя и ученики относились к учебному процессу очень ответственно, я хочу рассказать об этом.

Урок по русскому языку, математике, физике с начинался в основном с проверки домашнего задания, учителя строго спрашивали за его выполнение; и кто не выполнил домашнего задания без уважительной причины, тому учитель ставил в журнал плохую оценку. Дальше проходил опрос по пройденному  материалу, потом учитель объяснял новый материал и задавал домашнее задание уже по новому материалу.

В конце каждой четверти, а их в году было четыре, по основным предметам проводили контрольные работы: по русскому языку – диктант, изложение или сочинение, по математике и физике – примеры и задачи. По результатам контрольных работ ставились оценки в табеле за четверть. Так что учителя постоянно контролировали знания учеников.

В то время была такая система обучения, что начиная с 4-го по 10 классы надо было за год в каждом классе почти по всем предметам сдавать экзамены, а в 7-ом классе тем более, так как он считался выпускным.

У меня сохранился табель успеваемости за 7-ой класс, смотрю на него и считаю:11 раз сдавали экзамены: это русский язык, отдельно устно и письменно, математика, физика, геометрия, география, история, конституция, биология, английский язык. Экзамены сдавали в основном через два дня на третий, за это время надо было прочитать целиком весь учебник по сдаваемому предмету, и это очень изматывало нервную систему и мозг. Но зато когда экзамены успешно сданы, наступало расслабление и спокойное состояние организма.

Надо сказать что преподаватели не допускали никаких поблажеки не натягивали оценок ученикам, не как сейчас: «три» пишут, «два» в уме, знания оценивались реально. И, конечно, случалось что слабых по знаниям учеников или получивших плохую оценку по двум и более предметам оставляли на второй год. Это было настоящей трагедией для ученика и его родителей. Я думаю, что это была хорошая система обучения, неплохо бы вернуться к ней.

Мое пожелание для школы: вернуться к тому, чтобы в 1-ом классе ребят учили красиво писать. Это значит, опять обзавестись ручками, чернилами, тетрадями в косую линейку и не жалеть времени, это часть культуры человеческой. А то сейчас ученики царапают как курица лапой, и гадаешь, какая буква написана, особенно тяжело проверять тетради, написанные таким почерком учителям в старших классах. Учащиеся не могли и не смогут научиться красиво писать, когда пишут авторучками безотрывно, и резко сократили обучение чистописанию.

Диву даешься, какими только способами учителя не пробуют давать знания ученикам, а те не хотят приложить никакого труда к учебе, и учатся без желания, а только права качают. Думаю, что дело надо поставить так: если ученик не хочет учится, пусть работает хоть с 12 лет. Когда человек будет занят работой и другим полезным делом (спорт, художественная самодеятельность, и т. д. ), тогда не будет времени для хулиганства, пьянства, воровства, бандитизма, и людям станет спокойнее жить.

А теперь я хочу от всей души поблагодарить Пряжинскую среднюю школу имени Героя Советского Союза Марии Мелентьевой за полученные знания и путевку в жизнь, так как члены всей моей семьи – выпускники этой школы: я выпускник 1947 года, моя жена, Харитонова Татьяна Яковлевна (тогда Тихонова), училась три года (8, 9, 10 классы) выпускница 1951 года, была учительницей русского языка и литературы, проработала в школе 34 года, только в Святозере 32 года, теперь на пенсии; сын Ваня учился два года (9-10 классы) выпускник 1979 года; дочь Наташа, училась два года (9-10 классы), выпускница 1981 года, работает учительницей.

Я низко кланяюсь Марии Алексеевне Филипповой, Лаури Августовичу Мартину и покойным учителям, учившим меня. Я и моя семья желаем всем учителям Пряжинской средней школы доброго здоровья и долголетия, творческих успехов по воспитанию и обучению детей.

 На фото выпускники 7 класса 1947-48 учебного года   Пряжинской средней школы. Сидят слева направо: Костя Трифонов и Юра Афанасьев из Матросов, Коля Титов из Пряжи, директор школы Петр Адамович Хюппенен, классный руководитель Мария Алексеевна Филиппова, Катя Карпова и Оля Габукова (теперь Филюшина) из Пряжи. Стоят слева направо: Юра Антонов из Пряжи, девушка финка из Матросов, Лена Амосова (теперь Каренина) из Святозера, Лиля Каява из Пряжи, Поля Иванова из Лижмы; Шура Мелентьева (сестра Марии Мелентьевой) из Пряжи, автор этих строк Сергей Харитонов из Святозера, Володя Баранцев из Пелдож. Нет на фотографии Федора Васильевича Титова, известного рентгенолога центральной районной больницы.

С.Харитонов,

инвалид труда 2-й группы.

с.Святозеро.

Список выпускников 1951 года (7 класс)

Быкова Айтери Николаевна

Галанский Юрий Николаевич

Джанбек Томзан Нкилаевна

Еглёв Владимир Николаевич

Евдокимова Вера Павловнв

Иванов Николай Алексеевич

Конратьева Зинаида Петровна

Кононова Акулина Акимовна

Кузьмина Ида Семеновна

Кузиков Тойво Вейнтович

Лыкова Антонина Ивановна

Моисеев Владимир Ефимович

Мартынова Раиса Алексеевна

Прокопьева Клавдия Семеновна

Пантелеева Лидия Дмитриевна

Попов Алексей Константинович

Попов Виктор Константинович

Распутин Михаил Андреевич 

Сорохан Валентин Семенович

Титов Иван Иванович

Чунаева Мария Петровна

Бакланова Нина Николаевна

Баранонова Нина Петровна

Беззубикова Валентина Ивановна

Бесхов Юрий Павлович

Воронов Анатолий Н.

Горбачева Тамара Ивановна

Гумбанова Сельви

Зайцева Тамара Яковлевна

Зайцева Татьяна Яковлевна

Кузьмин Геннадий Э.

Момотов Аклекс. А.

Назарова Эмма Михайловна

Титова Зоя Николаевна

Титов Анат.С.

Фалькин Иван Федорович

Харитонов Мих. В.

Яковлев Эйно Иванович

Ильин Юрий

Вечерняя школа 1951

Бондарева Роза Петровна

Елисеева Дидка Григорьевна

Фалаляева Алиора Андреевна

Гинтова Клавдия Петровна

Мартин Бал Нария Егоровна

Титова Зоя

Зайцева Тамара

Иванов Николай Алексеевич

Кулачин Николай Викторович

Кузьмин Владимир

 

Воспоминания Сериковой (Назаровой) Эммы Михайловны, выпускницы 1951 года 7 класса

 

  1. Хюппенен Тойво Павлович – наш двоюродный брат. Его отец был заведующим отделом школы Карельского обкома(?) репрессирован в 1938 году и расстрелян в районе Сулажгоры. (после 1956 года оправдан). Тойво закончил геологический факультет Петрозаводского университета, работал в Якутии, в Нюрбе. Тойво Павлович – Лауреат Государственной премии СССР за открытие алмазного месторождения в Якутии

Добавить комментарий