Каширина Наталья Александровна, выпускница 1975 года.
Танец, счастье и успех Натальи Кашириной
Мощная харизма, настойчивость, трудолюбие и профессионализм. Это отличительные черты Натальи Александровны Кашириной, в девичестве Бобровской, успешной выпускницы Пряжинской школы. Более 40 лет назад в ее жизнь пришел танец. А ведь в далекие 70-е годы никто и подумать не мог, что полноватая девчушка, которую мальчишки дразнили очкариком, станет известным педагогом, руководителем фольклорно-хореографического ансамбля «Kulkuset», и имя ее будет прочно связано с развитием хореографии в нашем регионе.
Первые шаги
Наталья Бобровская появилась на свет 13 января 1958 года в провинциальной Пряже в обычной среднестатистической семье. Родители девочки были совсем далеки от творчества и хореографических склонностей не имели (хотя и мама, и папа очень хорошо пели), но их мужество, работоспособность и оптимизм были примером для Наташи.
Отец, Александр Константинович Бобровский, — уроженец Белоруссии, приехал на заработки в Карелию 1953 году и до самой пенсии трудился в суровых условиях — на лесозаготовках. Он был очень веселым человеком, дома пел постоянно и даже играл «на губах». Мама, Елизавета Григорьевна, — участница Великой Отечественной войны. Чтобы попасть на фронт, семнадцатилетняя Лиза “прибавила” себе год. Она была переводчицей в тылу и за особо важные сведения, добытые при взятии «языка», награждена орденом Великой Отечественной войны I степени и многочисленными медалями. Отпечаток войны в виде полученного ранения руки остался на всю жизнь, которую она связала с профессиями воспитателя и библиотекаря.
С ранних лет Наташа была весьма активным ребенком. Первой концертной площадкой юной танцовщицы стал детский сад. Воспитательница Алиса Петровна Губарева знакомила детей с карельской культурой, с ней они “зажигали” веселую “Катушку” и другие народные танцы. А еще наша героиня любит все красивое, поэтому, наверное, в памяти запечатлелась молодая воспитательница, которую она считала поразительно эффектной, с невероятно модной в те времена химической завивкой.
Учителя и страна комсомола
Школу Наталья очень любила. И не только потому, что предметы были интересными в той или иной степени. Дело было в учителях. Талантливый учитель воспитывает талантливых учеников. Многого можно добиться верой в человека, ожиданием от него интересных результатов, да и просто хорошим отношением.
Учитель музыки Татьяна Даниловна Рожкова. На ее уроках пели звонко, пели с чувством. Особо запомнились слова бодро-советской песни: “А ну- ка песню нам пропой, веселый ветер!”
Географ Александра Дмитриевна Цегельницкая. Была она из тех учителей, которые сразу делают тебя фанатом своего предмета. Вместе с подружками Ирой Сергеевой, Галей Савельевой, Верой Нестеровой Наташа посещала кружок “Юный географ”. С Александрой Дмитриевной школьницы собирали по домам старинные экспонаты для музея, выезжали на слет в Апатиты.
Учительница русского языка и литературы Нина Прокопьевна Кудряшова— пятерки по результатам выпускных экзаменов Наталья считает ее заслугой. Она не просто учила читать и писать, а осмысливать и переживать прочитанное, привила любовь и бережное отношение к языку.
Людвиг Мангустович Фридриксен, Юрий Алексеевич Рожков, Анатолий Дмитриевич Матросов — учителя физкультуры. Только вот сей предмет оказался трудным для Наташи. Но если бег и лыжи давались ей нелегко, то держать равновесие в стойке ласточки, акробатика — всегда пожалуйста.
С ностальгией вспоминает Наталья Александровна школьные годы в ритме пионерии: горн и барабан, пионерские сборы и походы, стенгазеты и тимуровская работа, сбор металлолома и макулатуры, почетный караул в день рождения Марийки…Домой после уроков не спешили. Принять участие в проводимой в школе акции было делом чести. И мотивацией выступала не материальная награда, а стремление работать в команде, делать жизнь лучше, быть впереди…
Кто из рожденных в СССР не помнит торжественную церемонию принятия в комсомол? Наташа в числе первых стала членом ВЛКСМ. Тогда она училась в 7 классе. Кандидату, вступавшему в комсомол, предстояло выучить устав организации и моральный кодекс строителя коммунизма. Снимок для местной газеты, с дрожью в голосе произнесенные слова назубок выученного Устава… Такое не забывается, тем более что случилось это в доме-музее героя Советского Союза Марии Мелентьевой.
В юношеские годы состоялись первые музыкальные выступления на публике. В команде с одноклассником-гитаристом Валерой Поздняковым, Наташей Михайловой и Борисом Давыдовым она блистала на школьной сцене.
В 10 классе, движимая целью избавиться от лишнего веса, Наталья стала посещать танцевальный кружок при Доме культуры. А дома, пока родителей не было, она вставала в позу руководителя-хореографа, подтянув животик и спинку, и давала команды мнимым ученикам: “Ну что, дети, встали в первую позицию, будем делать поклон. Раз и два, три и четыре…”.
Хореография не в ногах, а в голове
11 класс. Настала пора думать о месте в жизни. Мама советует дочери поступать на филфак, но Наташа, уже влюбленная в танец, видит себя у балетного станка. Хотя любовь к литературе, безусловно, была. Библиотекарь от Бога Нина Николаевна Мелентьева так умела преподнести произведение, что от нее нельзя было уйти без интересной книжки. Поэтому и погружение в чтение Наташи оставило за собой тысячи прочитанных страниц.
Но выбор все же пал на хореографию. И никогда Наталья об этом не пожалела. По окончанию школы, подготовив молдавский этюд, она успешно прошла отбор в Карельское училище культуры. Девушка настолько увлеклась танцами, что не только посвящала им все свободное время, но и приняла решение связать с ними всю дальнейшую жизнь (к слову, филологическое образование она тоже получит, но уже спустя несколько лет).
Выпуск 1978 года культпросветучилища, считает Наталья, был звездным не только по физическим данным, но и по организаторским способностям и способностям “умов”. Молодые талантливые наставники, что очень важно, научили своих студентов прежде всего развивать мысль.
Практику Наталья проходила в Доме культуры Сегежского ЦБК, там и осталась работать руководителем танцевального коллектива. В Сегеже она встретила и своего будущего мужа — самобытного музыканта Александра Дмитриевича Каширина.
Время перемен
Тяжелый воздух, вызванный деятельностью промышленного производства, и забота о здоровье родившейся доченьки Оли стали шагом к принятию решения покинуть Сегежу. Подыскав квартиру по обмену, семья Кашириных в 1985 году переехала в Пряжу. Наталья набрала танцевальный коллектив, который колесил в составе автоклуба по деревенькам Пряжинского района. Надо заметить, финансовое обеспечение тогда было очень достойное, не чета нынешнему. Дети учились абсолютно бесплатно, пошив костюмов не требовал затрат со стороны их родителей.
Время шло, и пора было что-то менять. Требовались свежие краски на многогранном жизненном полотне. Новой творческой площадкой Кашириных становится Дворец творчества детей и юношества в Петрозаводске. В 1987 году Наталья Каширина работает под руководством Галины Анатольевны Разбивной. На протяжении 6 лет она была педагогом-хореографом ансамбля танца “Мозаика”.
Карельские мотивы
В 1992 году Наталья Александровна знакомится с ведущим балетмейстером, хореографом, этнографом Виолой Мальми и становится участницей театра фольклора “Карельская горница”. Виола Валентиновна по крупицам собирала народный фольклор, путешествуя по деревням карельского края. В поездки она брала и Наташу Каширину. Встречаясь с носителями культуры, Наталья Александровна впитывала все самое лучшее и ценное, получая тот багаж культурных ценностей, который нужно беречь и передавать. А в 1991 году она стала участницей первого киндасовского фестиваля, традицию которого заложила Виола Мальми.
“Пока человек жив, мы не задумываемся о том, насколько он важен, и о своей цели пребывания рядом с этим человеком. После того, как не стало Виолы Валентиновны, пришло осознание, кого мы потеряли. Ею было написано 10 книг, половина из которых издана в Финляндии. На основе собранного Виолой Мальми фольклорного материала в основном и работают карельские хореографы», — рассказывает Наталья Александровна.
В 1994 году Наталья Каширина стала родоначальником образования нового коллектива во ДТДиЮ ансамбля танца «Созвездие», художественным руководителем в котором она пригласила стать Николая Гавриловича Вахтерова. Как признается Наталья Александровна, в период становления “Созвездия” ей не хватило смелости и решительности возглавить этот коллектив.
Шли годы — ансамбль танца рос, успешно гастролируя по России и за рубежом, завоевывая всевозможные награды. А Наталья Каширина всерьез задумалась о собственном проекте.
Танцуй свой танец
В 2013 году Наталья Александровна создает фольклорно-хореографический ансамбль «Kulkuset», что в переводе с карельского означает “Бубенцы”. Быть руководителем коллектива — это значит не только нести ответственность за его творческую направленность, но и быть психологом, тонко чувствовать своих воспитанников. “Не важно станете вы сегодня лучшими или нет, главное, чтобы вы оставались людьми и относились по доброму друг к другу”, — советует она своим ученикам. И они ее радуют.
“Был один случай в Ессентуках. За полтора часа до выступления на конкурсе один из моих мальчишек обнаружил, что не взял брюки от костюма. Место выступления от гостиницы находилось в 15 минутах ходьбы. Две девочки вызвались спасти ситуацию и помчались выручать нашего Ванечку. Вернулись с брюками, отдышаться не могут — видно, что неслись на всех парах. На такие подвиги способны наши дети”, — с улыбкой и гордостью за своих воспитанников вспоминает Наталья Александровна.
Трудолюбивый ребенок даже со средними способностями может многого добиться в жизни. “Если хочешь быть асом своего дела, — считает Наталья Каширина, — работай на 200%. Просто так, на пустом месте ничего не получится. Так в любом деле”. Но если педагог хочет, чтобы ученик трудился, он сам должен много с ним работать. Учитель и ученик трудятся вместе. У них общая цель, они переживают за результат, они ответственны за свой труд, в процессе которого обогащают друг друга.
А успешных учеников у Натальи Александровны за почти сорокалетний творческий путь накопилось очень много (есть даже балерина и профессиональные хореографы).
Два года назад Наталья решила создать проект в память и в честь карельского балетмейстера, фольклориста, режиссера — Межрегиональный детско-юношеский Фестиваль национальной культуры «ХУМАХУШ» им. В.Г. Мальми. В марте 2019 года в Петрозаводске состоится уже 2-ой фестиваль, который обязательно станет традиционным.
Наталья Александровна — почетный работник общего образования России, педагог высшей категории, лауреат 2017 года муниципальной системы образования в номинации “Истоки”. На вопрос «Считаете ли Вы себя успешным человеком?” отвечает: «Успешная женщина отличается желанием жить и всегда творить, прежде всего… За довольно короткий срок удалось создать полноценный коллектив “Кулкусет”, в котором занимается более 70 детей, пошить карельские сценические костюмы, оборудовать класс, достичь успехов в конкурсах и фестивалях. Конечно, результат есть. Результат огромный. Считаю, что моя миссия в какой-то мере выполнена. Понимание красоты и ценности национального танца, песни, музыки — части духовного богатства народа должно воспитывать не только хороший вкус, но и вызывать чувство гордости за свой народ, прививать любовь к своей Родине. Дети получают удовлетворение от того, что несут родную культуру в массы и гордятся этим».
Команда проекта «ЖЗЛ: Выпускники»:
7 а класс Пряжинской средней школы
под руководством О.Н. Ольшаковой и родители
1963 год. Детский сад.
8 класс, 1973 год. Пряжинская средняя школа.
Наталья Бобровская, 9 класс 1974 год.
Заслуженные награды: